РЕКОМЕНДАЦИИ Научно-практического семинара по вопросам сохранения объектов археологического наследия при реализации Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ (г. Новосибирск, 9 октября 2018 г.)

02 Ноября

9 октября 2018 г. в г. Новосибирске, в Институте археологии и этнографии СО РАН, состоялся научно-практический семинар, организованный по инициативе Института археологии РАН, посвященный практическим и правовым вопросам сохранения объектов археологического наследия при реализации норм Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ. На совещании присутствовали 29 человек, представляющих учреждения Российской академии наук, научные и исследовательские организации, осуществляющие археологические полевые работы, органы исполнительной власти 12 субъектов Российской Федерации из 12, расположенных в Сибирском федеральном округе. 

На совещании выступили приглашенные докладчики: заместитель директора ИА РАН Ася Викторовна Энговатова; ведущий специалист ИА РАН Александр Викторович Работкевич; вед. науч. сотр. ИГМ СО РАН, ст. науч. сотр. ИАЭТ СО РАН Иван Дмитриевич Зольников; член Экспертно-консультативного совета при Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Евгений Мирович Беспрозванный; заместитель руководителя Управления Минкультуры России по Сибирскому Федеральному Округу, начальник Иркутского территориального отдела Управления Елена Витальевна Ташак.

Участники совещания, обсудив вопросы определения критериев, в соответствии с которыми может быть установлена территория, в пределах которой у органов охраны объектов культурного наследия будут основания предполагать наличие объектов археологического наследия, пришли к следующим выводам.

Участники совещания сошлись во мнении, что для изучения истории человечества на территории Российской Азии археологические объекты – основной, в большинстве случаев – исключительный, источник знания о Человеке вплоть до этнографической современности. И этот надежный источник преимущественно связан с теми землями, где в последние годы проходит колоссальная по масштабам хозяйственная деятельность, совершенно изменяющая изначальные ландшафты. Было особо отмечено, что  на сибирских территориях в рамках проведения государственной историко-культурной экспертизы было открыто и впоследствии исследовано множество объектов археологического наследия, остающихся, как правило, вдалеке от мест плановых фундаментальных исследований. Тем самым институт экспертизы обеспечил сохранение десятков уникальных, единственных в своем роде археологических памятников в условиях достаточно слабой изученности территории Российской Азии (менее 2 %), и при этом хозяйствующие субъекты получили возможность планировать свою деятельность без угрозы стать виновниками правонарушений ввиду непроизвольного разрушения археологических объектов.

Участники совещания выразили обеспокоенность, что в современных реалиях формальный подход к критериям определения границ территорий, в отношении которых имеются основания предполагать наличие объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, неизбежно приведет к утрате множества памятников археологии. Подтверждением этому служат сотни археологических объектов, разрушенных или поврежденных в 1960-80-х гг. при промышленном освоении Сибири. Неизбежное разрушение памятников археологии в ходе строительной деятельности без предварительного обследования может вызвать негативную общественную реакцию, особенно в национальных республиках (Алтай, Хакасия, Тыва, Бурятия, Саха (Якутия)), где вопросы сохранения историко-культурного наследия традиционно являются крайне важными для населения. Особенно заметными эти потери станут на фоне активного археологического изучения пограничных, и вызывающих многочисленные территориальные споры, регионов, в частности монгольских степей и лесостепей, зарубежного Алтая нашими восточными соседями, во внутренней политике которых археологические исследования фактически являются национальной программой, а историко-культурное наследие определено как источник коллективной памяти и основа национальной идеи.

Участники отмечают необходимость полноценного функционирования и обеспечения достаточной для этого штатной численности специалистов, в том числе археологов, органов охраны объектов культурного наследия в субъектах Российской Федерации (их создания — там, где они отсутствуют).

Участники совещания отмечают, что в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ на достаточно длительный период до утверждения Минкультуры России границ территорий, в пределах которых имеются основания предполагать наличие объектов археологического наследия, сохраняется действие существующего механизма государственной  историко-культурной экспертизы земельных участков.

         В связи с этим (а также в будущий период при реализации норм, установленных Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ) требуется принятие организационно-правовых решений, направленных на обеспечение бесперебойной работы действующего механизма историко-культурной экспертизы.

         Учитывая изложенное, участники совещания решили:

1.Считать целесообразным отнести к критериям территорий, в отношении которых имеются основания предполагать наличие объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия:

а) земли за исключением территорий, на которых установлено отсутствие объектов археологического наследия (на основании проведенной ранее государственной историко-культурной экспертизы);

б) земли за исключением территорий, на которых отсутствуют четвертичные отложения в результате техногенной деятельности.

2.Критерии определения границ территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, должны основываться на следующих принципах:

а) научной обоснованности (доказательной, проверяемой, объективной, непротиворечивой) в соответствии с действующим законодательством;

б) презумпции сохранения археологических объектов;

в) необходимости периодического уточнения установленных критериев и границ территории с появлением новых методов и знаний.

3. Рекомендовать:

         Министерству культуры Российской Федерации:

а) рассмотреть вопрос о сокращении сроков рассмотрения уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия заключений историко-культурной экспертизы объектов, указанных в пп. д, е ст. 11(1) Положения о проведении государственной историко-культурной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 г. № 569, до 15 рабочих дней, включая общественное обсуждение – до 5 рабочих дней.

б) проработать вопрос о внесении изменений в пункт 12 Правил выдачи открытых листов на проведение археологических полевых работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 г. № 127 (далее – Правила), предусматривающих сокращение сроков выдачи до 15 календарных дней.

в) при определении срока действия открытого листа применять срок, указываемый в п. 8 заявления на получение открытого листа.

г) совместно с Институтом археологии РАН проработать вопрос о внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в части устранения противоречий п. 5 и п. 15.

д) принять меры к увеличению количества аттестованных экспертов.

е) рассмотреть вопрос о подготовке изменений порядка выдачи открытых листов, предусматривающего упрощение и сокращение административных процедур, необходимых для выдачи открытых листов, в том числе выдачи открытых листов на проведение археологических разведок на территории субъекта Российской Федерации с целью обследования земельных участков сроком на один календарный год.

ж) рассмотреть вопрос о подготовке изменений в законодательство в части включения заключения о наличии или отсутствии объектов археологического наследия в границах земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, в состав документации инженерных изысканий, предусмотренной статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

з) разработать электронный информационный ресурс, содержащий информацию об археологическом обследовании территорий субъектов Российской Федерации (гриф – для служебного пользования).

и) разработать государственную программу и предусмотреть финансирование на обследование территорий (которые будут подвергаться воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ) в целях обоснования степени перспективности территорий для археологического изучения. В рамках программы должны быть обоснованы критерии определения границ территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.

к) создать рабочую группу с участием представителей Российской академии наук для выработки критериев определения территорий, в пределах которых у органов охраны объектов культурного наследия будут основания предполагать наличие объектов археологического наследия.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия:

а) создать специализированные центры или иные государственные учреждения, подведомственные органам охраны объектов культурного наследия (там, где они отсутствуют), предусмотрев наличие в штате достаточного количества специалистов-археологов.

б) подготовить информацию о территориях, на которых проведена государственная историко-культурная экспертиза и направить ее в Минкультуры России и Российскую академию наук для обобщения и анализа вопросов реализации Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в сфере культуры:

подготовить предложения по организации мест размещения (специализированных фондохранилищ) для хранения археологического материала (в том числе, массового) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данным по итогам заседания Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.